?

Log in

No account? Create an account

humanism_russia


Российское Гуманистическое Общество


Previous Entry Share Next Entry
Гуманисты в Швеции.
dandelion
open_2 wrote in humanism_russia
Оригинал взят у golovin1970 в Гуманисты в Швеции.

Выкладываю статью, которую от меня давно ждали в Российском гуманистическом обществе. В ЖЖ-вариант я вставил два ролика. Про первый речь в статье идёт, про второй нет.

Моё не столь глубокое знакомство со шведскими гуманистами произошло уже сравнительно давно: в 2003-2004 годах, когда я только-только приехал в Швецию. Я побывал в гостях у председателя (на тот момент) Шведских гуманистов Карла-Юхана Клеберга, на одном заседании стокгольмского отделения Общества и на ежегодной общешведском «Дне гуманиста».

Заседания стокгольмского отделения проходит раз в две недели и по форме похоже на заседания Российского Гуманистического Общества. Сначала делается доклад приглашённым докладчиком, потом вопросы и выступления. В моём случае речь шла о гуманистических сторонах учения Канта и доклад делал приглашённый профессор из Упсальского университета. Неожиданностью для меня было то, что гораздо более половины присутствующих (наверное 15 из 20) гуманистов составляли женщины, причём весьма-весьма преклонного возраста. На тот момент я совершенно не знал шведского языка, так что далее посещать эти заседания не стал (а когда выучил язык достаточно - уехал из Швеции). На общешведском ежегодном «Дне гуманизма» было примерно 100-150 человек, она продолжалась весь день. На этой встрече торжественно вручалась гуманистическая премия Ингемара Хедениуса, выступал лауреат, потом выступал новоизбранный председатель Шведских гуманистов. Карл-Юхан Клеберг, предыдущий председатель, подарил мне очень важную для шведских гуманистов «Шведскую книгу торжеств»1, которая состоит из стихов, песен и текстов, посвящённых различным праздникам и торжествам, и в которой описаны обряды шведских гуманистов. Содержанию этой книги и будет посвящена основная часть моей статьи. Карл Юхан Клеберг с гордостью говорил, что эта книга разошлась довольно большим для Швеции тиражом 30 тыс. экземпляров и вышла далеко за пределы шведских гуманистов, которых на тот момент было примерно три тысячи человек. По его словам, гораздо старше шведского и крупнее Норвежское гуманистическое общество, которое насчитывало десятки тысяч членов.

Гуманизм в Швеции как общественное движение оформился в 1979 г. Первоначально организация называлась «Гуманистический и этический союз Швеции» (Human-Etiska Förbundet i Sverige). С 1999 г. она называется коротко – «Гуманисты» (Humanisterna). На главной странице этой организации говорится о главных направлениях деятельности шведских гуманистов: «Мы: информируем о гуманизме как мировоззрении; полемизируем с тоталитарными и расистскими идеологиями, религиозными учениями и традициями, исследуем их последствия для индивида и общества; проводим гуманистическую конфирмацию для молодёжи; помогаем советом желающим вступить в брак/партнёрство и провести гуманистическое погребение; выпускаем журнал «Гуманист» с дебатами о культуре и мировоззрении; присуждаем ежегодно премию имени Ингемара Хедениуса.

Наши главные принципы:

защита секулярного общества,

отмена церковной монополии на похоронную деятельность,

нет религиозным школам,

нет этике, построенной на религиозных мифах,

защита права на свободный аборт,

сексуальная свобода для взрослых (с их согласия) и уважение сексуальных меньшинств,

нет женским генитальным увечьям и обрезанию у маленьких мальчиков,

исследование добровольной эвтаназии,

все люди должны иметь право и возможность участвовать в нерелигиозных церемониях на всех жизненных этапах».2

В рядах шведских гуманистов состоит всемирно известный композитор и музыкант, бывший участник группы «Абба» Бьёрн Ульвеус. Он активно выступает в прессе в защиту секулярного общества, его можно видеть на ежегодном «Дне гуманизма». В 2006 году он был награждён гуманистической премией Ингемара Хедениуса. «Я черезвычайно сожалею, что человек отдаёт дань уважения такому множеству заблуждений и глупостей только потому, что они именуются религией» - такое высказывание Бьёрна Ульвеуса приведено на странице «Почему мы являемся гуманистами?» главного сайта шведских гуманистов. В гуманистическое общество Швеции входят, среди прочих, депутат шведского парламента, бывший министр в правительстве социал-демократов Морган Юхансон, европарламентарий Мария Карлсамре, председатель Союза против насилия в защиту чести «Не забудем Пелу и Фадине!»3, кавалер ордена «Герой Швеции» Сара Мохаммад. Этот союз был создан в память двух молодых девушек, приехавших в Швецию из мусульманских стран и убитых отцами за «преступления против чести», то есть отказ от следования традициям семьи и ислама. Сама Сара Моххамад пережила насилие и побои на своей родине, в курдской части Ирака, за отказ от замужества с нелюбимым человеком, прежде чем смогла эмигрировать в Швеции.

Одна из важнейших сфер деятельности шведских гуманистов — проведение гуманистических обрядов. Главных обряда в жизни шведа издавна было четыре: крещение, конфирмация, свадьба и похороны.

Гуманистическая альтернатива крещению - «праздник привествия ребёнка» или «праздник приветствия и наречения имени». Шведские гуманисты выложили у себя на сайте очень интересный ролик4 о том, как это обряд проходит в реальности.



Действие начинается прекрасным летним днём на одном из островов шведского архипелага, где многие шведы имеют дачи, а некоторые — живут постоянно. На катерах к острову подъезжают гости, родители выносят ребёнка, которому около года, на веранду. Заслуженный гуманист, в данном случае Карл Юхан Клеберг, читает строки из поэмы «Пророк» ливанского поэта Калила Гибрана:

Ваши дети — это не ваши дети.

Они сыновья и дочери Жизни и её желания самой себя.

Они приходят через вас, но не от вас.

И хоть они у вас живут, вам они не принадлежат.

Вы можете дать им вашу любовь, но не ваши мысли,

ибо у них есть свои собственные мысли.

Вы можете приютить их тела, но не их души.

Ибо их души живут в замке будущего, который вам недоступен даже в ваших мечтах.

Вы можете стремиться уподобиться им, но не стремитесь сделать их подобными вам.

Ибо жизнь не поворачивает вспять, и день, который прошёл, не возвращается.

Вы подобны луку, из которого ваши дети посылаются в мир как живые стрелы5.

Далее гости исполняют песни. Некоторые из них приведены вместе с нотами в «Шведской книге торжеств», но это только рекомендации. Как видно из программы праздника (которую нам мельком показывает оператор), запланировано исполнение любимой песни маленького Эрика «Мой котёнок» мамой и папой. Далее следует торжественное увенчания Эрика венком из цветов. Потом очень волнующий момент: обещание отца. Отец, обращаясь к своему маленькому сыну, говорит, что ты будешь, конечно, кем ты хочешь, но я надеюсь, что смогу воспитывать в тебе такие качества как эмпатию — способность понимать другого, уважение ко всему живому, критическое мышление, умение приносить радость людям. Далее, судя по программе, приветствие от дедушки и продолжение пения. В конце праздника гости пьют шампанское и оставляют подписи под торжественно оформленной бумагой с объяснением, в честь кого даны мальчику все три его имени Карл Эрик Аксель. Также там написано, какова была девичья фамилия матери и кто первым из далёких предков отца стал носить фамилию Томе. Под текстом слова: «Мы, те кто собрались здесь сегодня, приветствует тебя, Эрик, и принимаем в сообщество родственников».

Конфирмация как обряд совершенно не знаком представителю русской культуры. В протестанской Швеции это обряд первого причастия, когда молодой человек может понимать смысл происходящего и сознательно участвовать в таинстве. Фактически это введение молодого человека в мир взрослых, инициация. В современном нерелигиозном обществе родители всё же стремятся провести этот обряд и для их детей это причастие часто становится не только первым, но и последним в жизни. Гуманистическая конфирмация происходит в летнем лагере на природе. Пятнадцатилетние молодые люди и их наставники живут около недели в снимаемых специально для этой цели хуторских мини-гостинницах. Два раза в день проводятся дискуссии на темы этики и морали, прав человека, равноправия, расизма, любви, отношений между полами, экологических проблем и т.д. В последний день происходит заключительное торжество, примерный план которого приведён в «Книге шведских торжеств»: вход молодых людей, общее пение, торжественная речь взрослого гуманиста, вручение памятных подарков и свидетельств об участии в конфирмации, поздравления родителей.

Что касается свадьбы, то в Швеции долгое время была единственная возможность вступить в брак — венчаться в церкви. С 1908 года у шведов появилась возможность гражданской регистрации брака. Гражданскую церемонию предпочитает на сегодняшний день значительная часть шведских женихов и невест, при этом, разумеется, они совершенно не обязательно имеют какое-то отношение к шведским гуманистам. Гражданская церемония очень короткая, фактически она сводится к вопросам «Желаете ли вы взять в жёны (мужья) такую-то (такого-то)?» Есть возможность приглашать государственных чиновников на место проведения свадьбы. Некоторые варианты проведения торжества приведены в «Книге шведских праздников» и включает в себя музыку, обмен кольцами, пением и т.д.

Шведская церковь на сегодняшний день имет монополию на похоронную деятельность, и это означает, что в её ведении находятся кладбища и она получает государственные деньги на их поддержание. Но разумеется, саму церемонию похорон родственники могут проводить как пожелают. В «Шведской книге торжеств» приведены несколько вариантов проведения этой церемонии. Один из вариантов следующий. Все собираются у кладбищенской часовни (иного помещения у кладбища не предусмотрено, как я понимаю), звучит колокол, люди входят внутрь, распорядитель помогает вдове (вдовцу) занять своё место, звучит орган, флейта, потом приветствие распорядителя. Далее общее пение (набор песен прилагается), декламация стихов. Потом поминальная речь распорядителя, причём её примерный вариант, состоящий из 24 пунктов, приведён из книги Джейн Винни Вильсон «Похороны без бога» в переводе с английского. Далее ближайшие родственники кладут цветы в гроб и все собравшиеся покидают помещение и предают гроб или урну с прахом земле. Потом следуют поминки с краткими выступлениями друзей и родственников.

В «Шведской книге торжеств» приведено много стихов и песен посвящённых многочисленным праздникам: новому году, международному женскому дню, первомаю, дню летнего солнцестояния, национальному дню Швеции, международному дню мира и т.д, всего двадцать одному празднику. Среди более чем тысячи стихотворений есть и два стихотворения русских поэтов. Одно — Владимира Высоцкого «Кто сказал, что земля умерла?» в главе посвящённой Международному дню охраны окружающей среды (!), и ещё более неожиданное стихотворение Анны Ахматовой «С новым годом! С новым горем!» (1940), открывающем новогодний цикл. Среди глав о гражданских и нерелигиозных праздниках, можно с удивлением увидеть цикл стихотворений, посвящённых Рождеству. Составители сумели найти много нерелигиозных стихов и песен, посвящённых этому самому любимому в Швеции празднику.

В заключении приведу некоторые данные о норвежских гуманистах, с которых шведские гуманисты берут пример. В Норвегии Гуманистическо-Этический Союз насчитывает 77 тысяч членов. На их сайте6 представлена статистика о количестве гуманистических обрядов с 1992 по 2009 год. Количество гуманистических «крестин» возросло за этот период с 1049 до 2294. Количество гуманистических конфирмаций возросло с 4495 до 9872. Почти десять тысяч молодых людей, принявших участие в гуманистической конфирмации в 2009 году — это 16% всех 15-летних норвежцев. А первая нерелигиозная конфирмация прошла в Норвегии ещё в 1951 году. Количества гуманистических свадеб возросло с 21 в 1995 году, до 686 в 2009 году. Важной вехой был 2004 год, когда Гуманистическо-Этический союз Норвегии получил право государственной регистрации брака и соотвествено количество проводимых им свадеб возросло с нескольких десятков до нескольких сотен. В 2007 году гуманисты получили право регистрации «партнёрств» (как я понимаю, это обозначение однополых союзов) и зарегистрировали их с тех пор несколько десятков. Количество гуманистических похорон возросло с 183 в 1992 году до 583 в 2009 году.

P.S. Предлагаю напоследок послушать известнейшую песню группы АББА на шведском языке. Гимн гуманиста получился. За роялем Бенни Андерсон. Какой вариант, шведский или английский, является оригинальным, я не знаю.
Припев по шведски выглядит так:
Tack för alla sånger, (Спасибо за все песни)
För ord och toner. (За слова и за тон)
Vem behöver religioner? (Кто нуждается в религиях?)
Dom kan vi va utan, (Без них мы можем (обойтись))
men om musik inte fanns (но если нет музыки)
inte nånstans, (нигде)
alla behöver en sång och en dans (то всем нужны песни и танцы)
Jag säger tack för alla sånger (Я говорю: спасибо за все песни)
Ni ger var röst en chans (Вы даёте нашему голосу шанс)

А вот английский вариант припева, где ничего нет о религии
Thank you for the music, the songs I'm singing
Thanks for all the joy they're bringing
Who can live without it, I ask in all honesty
What would life be?
Without a song or a dance what are we?
So I say thank you for the music
For giving it to me
vv












 

1Den svenska högtidsboken. En bok för alla AB, 2000. Возможный перевод «Книга шведских праздников», но термин «торжества» предпочтительнее, как как по-русски никак нельзя называть похороны «праздником».

2 http://www.humanisterna.se/index.php?option=com_content&view=article&id=604&Itemid=32 На сайте есть и англоязычная страница.

3Riksföreningen mot hedersrelaterat våld, "Glöm aldrig Pela och Fadime"

5Den svenska högtidsboken. En bok för alla AB, 2000. C. 30 Перевод на шведский с английского перевода.